Президенту России Владимиру Путину в понедельник впервые за долгое время пришлось перед большой аудиторией отвечать на неприятные вопросы относительно свободы прессы.
Вопросы в Кремлёвском дворце задал президент Всемирной газетной ассоциации Гэвин О'Райли, выступая на конгрессе ассоциации и проходящем одновременно с ним Мировым форумом главных редакторов.
Первыми перед газетчиками всего мира выступили музыканты. По программе концерт должен был быть коротеньким, но Владимир Путин опаздывал, а без него начинать не хотели - и музыкальная часть затянулась.
Когда президент, наконец, появился, выяснилось, что его ждут не только газетчики всего мира.
Члены Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова пробрались в Кремль и прямо в зале скандировали лозунг: "Путин - палач свободы!"
Однако, молодых лимоновцев быстро скрутила и увела охрана.
Формулировки выступавшего первым президента О'Райли были более вежливыми, чем лозунги лимоновцев, но - как и предсказывали некоторые местные издания - достаточно неприятными для сидевшего тут же, в президиуме, Путина.
По словам О'Райли, у него и коллег со всего мира есть серьёзные сомнения, хочет ли российское политическое руководство вообще видеть прессу свободной.
"Почему государство обвиняется в создании атмосферы осторожности и самоцензуры среди журналистов, - спросил О'Райли президента. - Почему отсутствует независимое национальное телевидение - оно всё теперь под прямым или косвенным государственным контролем".
"Государство критикуют - мы считаем, обоснованно - и за то, что влиятельные газеты приобретены финансовыми или промышленными группами, которые либо прямо контролируются государством, либо лояльны к нему. Что можно возразить на предположения, что олигархический контроль просто заменён на контроль государственный?" - сказал О'Райли, добавив, что все эти вопросы и обвинения основаны, прежде всего, на сведениях, предоставленных российскими же журналистами.
"Господин президент, - обратился глава Всемирной газетной ассоциации к Путину, - если вы хотите, чтобы ваши заявления о приверженности принципу свободы прессы выдерживали объективный анализ в вашей же стране, не говоря уже об остальном мире, то мы бы со всем уважением призвали вас сократить присутствие в прессе в качестве собственника, а не увеличивать его".
Кремлю не под силу?
Владимир Путин в своей речи вновь сказал о приверженности демократическим принципам.
"Наш народ сделал свой осознанный выбор в пользу демократии. Важнейшим гарантом его необратимости по-прежнему остается свобода СМИ. Это наше ценностное завоевание, закрепленное конституцией России", - отметил российский лидер.
Путин отвел и упрёки президента ВГА относительно контроля со стороны государства над СМИ.
По его словам, "доля активов государства на рынке российской прессы неизменно сокращается".
"53 тыс. периодических изданий издается сегодня в России. Даже при всем желании их невозможно проконтролировать, даже если бы такое желание у государства возникло", - отметил Путин.
На обвинения в контроле над телевидением и ведущими газетами Путин впрямую не ответил, повторив лишь свои много раз звучавшие тезисы о непростом пути, пройденном российской прессой, и о том, что в 90-х годах прошлого века контроль над многими изданиями захватили люди, чьи интересы были далеки от интересов свободной прессы и России в целом.
Помимо свободы прессы в России, участники московского форума обсудят и общемировые проблемы печати, в частности, конкуренцию и сотрудничество с интернет-изданиями, а также борьбу за молодую аудиторию.
Среди 1700 участников форума оказался и иранский журналист-диссидент Акбар Ганджи, который провёл пять лет в тюрьме и неожиданно для многих был отпущен на свободу. В Москве ему была вручена премия "Золотое перо свободы", после чего он отправится по европейским странам.
---
Новости от "Би-би-си"